Кого взять в команду?
- Опытные сотрудники. Лучшим вариантом будет, если вы уже видели в работе того, кого принимаете в команду, знаете обо всех качествах и навыках сотрудника.
- Никаких родственных и дружеских связей в команде. Какими бы близкими ни были ваши отношения, они могут испортиться.
- Руководитель или начальник должен присутствовать на финальном собеседовании. Может получиться так, что сотрудник не подойдёт руководителю команды и придётся потратить ещё много времени на поиски.
- Цели и ценности компании нужно озвучивать сразу. Если новому члену команды они не будут близки, то он не сможет стать эффективным сотрудником.
- Общая цель — важнейший атрибут команды. Цель должна разрабатываться совместно всеми членами команды. При этом роли и ресурсы распределяются между каждым членом команды. На пути к достижению цели каждый сотрудник работает над общей задачей в рамках созданной стратегии.
- Члены команды должны быть мотивированы. Мотивация связана с общей задачей и строится на общих принципах. Совершенно необходимо, чтобы финансовая мотивация каждого члена команды была согласована с общей целью. Размер вознаграждения и бонусов может варьироваться в зависимости от должности, стажа работы, профессиональных навыков, но должен быть одинаковым для всех сотрудников.
- В команде должны присутствовать участники, которые будут дополнять друг друга. Я различаю следующие типы лидеров: non-leader (не-лидер), potential-leader (потенциальный лидер), low-leader (лидер низкого уровня), middle-leader (лидер среднего уровня), high-leader (лидер высокого уровня). Хорошая команда — это один лидер любого типа + ведомые «не-лидеры». Следует избегать сочетаний:
- более одного middle-лидера в команде (конфликт);
- команда без лидеров вообще (нет ведущего);
- команда без ведомых (некому работать);
- слишком много high-лидеров в одной команде (нерационально).
- Формирование. Эта стадия предполагает период ориентации и знакомства. Каждый участник должен понимать для чего создана команда и какие цели преследует, а также как будут работать вместе.
- Штурм. Это критический этап, который проходит каждая команда. Этот период отмечается конфликтами и непониманием целей и процессов, которые были обозначены ранее. Если не преодолевать эти препятствия, то возможны долгосрочные проблемы.
- Нормализация. Это более спокойный период, во время которого команда начинает себя чувствовать единым целым. На этом этапе определяется лидер и роли других участников. Члены команды начинают сотрудничать и сосредотачиваются на общих целях.
- Исполнение. Конфликты и недопонимания, если и возникают на этом этапе, то решаются конструктивно. Команда организованная, зрелая и полноценно функционирующая.
- Завершение проекта. На промежуточном этапе часть целей уже были достигнуты и сейчас в приоритете завершение финальных задач и фиксация результатов.
Таким образом, чтобы команда могла быть эффективной, люди должны уметь работать совместно и коллективно стремиться к достижению командных целей.