Блог

Эффективная команда - как создать и развить?

В основании эффективной работы в команде прежде всего стоят верно подобранные люди. Сотрудники создают ценность для компании в целом и для клиентов. Самой лучшей будет команда, в которой профессионалы объединены общей целью и замотивированы работать.  

Кого взять в команду? 

  • Опытные сотрудники. Лучшим вариантом будет, если вы уже видели в работе того, кого принимаете в команду, знаете обо всех качествах и навыках сотрудника.
  • Никаких родственных и дружеских связей в команде. Какими бы близкими ни были ваши отношения, они могут испортиться. 
  • Руководитель или начальник должен присутствовать на финальном собеседовании. Может получиться так, что сотрудник не подойдёт руководителю команды и придётся потратить ещё много времени на поиски.  
  • Цели и ценности компании нужно озвучивать сразу. Если новому члену команды они не будут близки, то он не сможет стать эффективным сотрудником. 
Какими качествами должна обладать команда?

  1. Общая цель — важнейший атрибут команды. Цель должна разрабатываться совместно всеми членами команды. При этом роли и ресурсы распределяются между каждым членом команды. На пути к достижению цели каждый сотрудник работает над общей задачей в рамках созданной стратегии.
  2. Члены команды должны быть мотивированы. Мотивация связана с общей задачей и строится на общих принципах. Совершенно необходимо, чтобы финансовая мотивация каждого члена команды была согласована с общей целью. Размер вознаграждения и бонусов может варьироваться в зависимости от должности, стажа работы, профессиональных навыков, но должен быть одинаковым для всех сотрудников.
  3. В команде должны присутствовать участники, которые будут дополнять друг друга. Я различаю следующие типы лидеров: non-leader (не-лидер), potential-leader (потенциальный лидер), low-leader (лидер низкого уровня), middle-leader (лидер среднего уровня), high-leader (лидер высокого уровня). Хорошая команда — это один лидер любого типа + ведомые «не-лидеры». Следует избегать сочетаний: 
  • более одного middle-лидера в команде (конфликт);
  • команда без лидеров вообще (нет ведущего);
  • команда без ведомых (некому работать);
  • слишком много high-лидеров в одной команде (нерационально). 
Наиболее эффективные команды проходят следующие этапы развития:

  1. Формирование. Эта стадия предполагает период ориентации и знакомства. Каждый участник должен понимать для чего создана команда и какие цели преследует, а также как будут работать вместе.
  2.  Штурм. Это критический этап, который проходит каждая команда. Этот период отмечается конфликтами и непониманием целей и процессов, которые были обозначены ранее. Если не преодолевать эти препятствия, то возможны долгосрочные проблемы. 
  3. Нормализация. Это более спокойный период, во время которого команда начинает себя чувствовать единым целым. На этом этапе определяется лидер и роли других участников. Члены команды начинают сотрудничать и сосредотачиваются на общих целях. 
  4. Исполнение. Конфликты и недопонимания, если и возникают на этом этапе, то решаются конструктивно. Команда организованная, зрелая и полноценно функционирующая. 
  5. Завершение проекта. На промежуточном этапе часть целей уже были достигнуты и сейчас в приоритете завершение финальных задач и фиксация результатов. 

Таким образом, чтобы команда могла быть эффективной, люди должны уметь работать совместно и  коллективно стремиться к достижению командных целей.  

Статьи